Приход Крестоявленского храма - Адвентисты 7-го дня
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
пос.Октябрьский Уманское благочиние Екатеринодарская и Кубанская Епархия Московской Патриархии

Адвентисты 7-го дня

 

Современные ереси и секты на Руси.
- Житомир, 2001.

Секта американского происхождения, примыкающая к баптистам и имеющая особое пристрастие к Ветхому Завету. Ее основателем является простой фермер Вильям Миллер (1781-1849), принадлежавший к одной из баптистских общин в штате Нью-Йорк. Изучение св. Писания привело Миллера к убеждению, что скоро наступит кончина мира и откроется тысячелетнее царство Христа. Его не смутили слова Самого Спасителя о времени Его второго пришествия: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36). Поскольку Господь говорит о дне и часе, а не о годе, Миллер решил, что от людей и ангелов скрыты только день и час, но не год; и основываясь на 8-ой главе книги пророка Даниила, Миллер определил, что второе пришествие Иисуса Христа падет на 1843 г. Просто разрешил Миллер этот вопрос: он принял пророком Даниилом предсказанные 2300 дней за годы и решил, что до суда, со дня Даниилова пророчества, т. е. с 457 года до Р. Христова, оставалось 2300 лет: 2300 - 457 = 1843.

В 1831 году Миллер выступил с проповедью на эту тему. Она быстро разнеслась по всей стране, найдя отклик и в Европе. Но когда подошел 1843 год, Миллер перенес пришествие Христа на 1844 год, причем были указаны и месяц, и день, и даже место пришествия - одна гора в штате Нью-Йорк, на которую, в облаке, должен сойти Христос. В указанный день 1844 года, в громадном количестве расположились у «горы суда», в белых одеждах, последователи Миллера, но их длительное ожидание было тщетным. В адрес незадачливого пророка посыпались насмешки, однако многие остались верны ему. Напряженным состоянием последователей Миллера, их непоколебимым убеждением в близости второго пришествия, их наивной доверчивостью и растерянностью воспользовались нехристианские элементы, захватив в свои руки это движение. Уже в 1844 году один из последователей Миллера, Георг Сперр, издал шесть своих проповедей, в которых отвергал бессмертие души и утверждал, что вечные мучения следует понимать как полное, совершенное крещенными праведниками пойдут на небо, где и будут царствовать 1000 лет; что грешники при «втором пришествии» останутся лежать в могилах и восстанут из них только перед Страшным судом, который наступит, после 1000-летнего царства, в результате третьего пришествия Христа; что во время 1000-летнего пребывания на небе праведников со Христом земля будет в состоянии запустения, все дела рук человеческих превратятся в развалины, города земли будут разрушены, не будет людей на земле; что грешники, которые во время второго пришествия будут в живых, будут собраны и, как узники, заключены в темницу (в ров), где и останутся в течение 1000 лет до Страшного суда, и сатана в это время будет скован, а разрушенная земля будет местом его заключения; что по прошествии 1000 лет Христос в третий раз придет на землю, тогда воскреснут нечестивые -это «второе воскресение», и сатана будет освобожден на малое время, чтобы обольщать народы и собрать их на последнюю брань против царства Христа, но с неба сойдет огонь и уничтожит их - это будет вторая смерть для нечестивых: сатана будет истреблен навсегда, навсегда умолкнут голоса всех Божьих противников; что земля, пройдя через пылающий огонь, станет новой землей, заселенной праведниками, с новым Иерусалимом - столицей новой возрожденной земли; спасенный народ будет строить дома, жить в них, насаждая виноградники и наслаждаясь плодами земли, и эта жизнь не прекратится - это будет вечное блаженство. Изложенное учение адвентистов о близком пришествии Христа, о предшествующих ему событиях на земле и на небе частью не имеет никаких оснований в св. Писании, частью прямо противоречит св. Писанию. Все их ссылки на св. Писание носят характер в высшей степени натянутый, и учение их представляет собою результат буквоедства и «повреждения Слова Божия». «В Апокалипсисе, - говорит блаж. Иероним, - столько тайн, сколько слов», и это действительно так, и понимание книги Откровения по букве, как это делают адвентисты, в отрыве от общего учения св. Писания, неминуемо вводит в заблуждение. «Способность наша от Бога, - говорит ап. Павел, - Он дал нам способность быть служителями Нового Завета НЕ БУКВЫ, а ДУХА: потому что буква убивает, а дух животворит».

Адвентисты принимают пророчества только как предсказание будущего. В этом их погрешность, ибо «пророчество на языке св. Писания есть учительство - в пророке разумей учителя, в пророчестве - достоинство служения», - говорит блаж. Иероним.

Пророчество не есть сказанное только о том, что будет впереди времен грядущих: пророчество - это разъяснение того, что уже совершилось или совершается, но чего люди не разглядели или не могут понять. «Напиши, что видел, и что есть, и что будет после сего», - читаем мы в первой главе Апокалипсиса (ст. 19). Следовательно св. ап. Иоанн записал в Откровении много того, что уже совершалось в его время - что было по времени близко к нему и что является делом неизвестного, отдаленного будущего. В 20-ой главе, на которой строят свое учение адвентисты, 15 стихов. Первые три стиха говорят о том, что Господь связал сатану на тысячу лет, - это уже свершилось; «сковать сатану» значит - победить его, чтобы не имел он возможности, в духовном смысле, господствовать над миром верующих христиан. До пришествия Христа Спасителя диавол господствовал над миром; он ввел грех и грехом смерть, но Христос Своим послушанием, крестными страданиями, смертью и воскресением победил «имеющего державу смерти», посему-то ап. Павел и восклицает: «Смерть, где твое жало? Аде, где твоя победа?», -«Для сего и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола», - говорит ап. Иоанн (1 Ин. 3, 8). А если некоторые указывают, что связанный и в бездну заключенный диавол, все же, действует в мире - «ходит рыкая, ища кого поглотити» (7 Петр. 5, 8), им следует знать, что «бездну» и «связание» понимаем мы «не по букве убивающей, а по духу животворящему», не в физическом смысле, а в духовном. Христос Спаситель дает верующим силу спасительную, дает благодатные средства против сатаны, и кто верует в Спасителя и пользуется в полной мере этими благодатными средствами, тот обладает непобедимым оружием на диавола. Не в диаволе для нас дело, все дело в Христовой силе. «Христианин держит диавола как бы в оковах, не давая ему возможности свободно проявлять свою силу, злобу свою». Диавол для нас - ничто, «Именем Моим будут изгонять бесов», - говорит Христос (Мк. 16, 17) и «Нет другого имени под небом, данного человеку, которым надлежало бы нам спастись» - «кроме имени Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли» (Деян. 4, 12). Стихи 4-6 главы 20 Апокалипсиса говорят о тысячелетнем царстве Иисуса Христа. Это тысячелетнее царство Христа существует: оно началось после воскресения Христа и прекратится перед кончиною мира - после Страшного суда настанет новое вечное Царство Его - царство славы и благодати, которому не будет конца. «Царство Мое не от мира сего», - говорит Христос, - «Не придет Царство Божие приметным образом; и не скажут: "Вот оно здесь", или: "Вот, там". Ибо вот, Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 20-27). «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). «Тысячелетие, в течение которого будет связан в своих губительных действиях сатана и непрерывно будет продолжаться царство Христово, означает то же, что у псалмопевца «тысяча родов» (Ис. 104, 8), т. е. неопределенный, но весьма продолжительный период времени - «до скончания века» (Мф. 28, 20); малое время, на которое, по истечении тысячелетия, будет допущена диаволу свобода в его обольстительных на земле действиях, обозначает особо непродолжительное владычество, перед кончиной мира, антихриста, после чего последует воскресение мертвых и последний суд».

Характерным для адвентистов, как и для всякого другого сектантства, является манера пользования св. Писанием. Ссылаясь на главу 2 ст. 8 второго Послания ап. Павла к фессалоникийцам, они пишут: «Нечестивые мертвые, в пришествии Христа, останутся бестревожно в гробах своих. Когда придет Христос, воскреснут только праведные. Нечестивые живые... будут убиты духом уст и сиянием славы пришествия Иисуса Христа» («Тысячелетие», стр. 5). Восьмой стих 2 главы указанного послания ап. Павла дословно гласит следующее: «И тогда откроется БЕЗЗАКОННИК, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего». Слово апостола - «беззаконник» - адвентисты заменили словами - «нечестивые живые». Но кто тот беззаконник? В том же втором Послании к фессалоникийцам ап. Павел называет его «человеком греха, сыном погибели» (гл. 2, 3), который превознесется выше всего... «сядет в храме Божием, как Бог, выдавая себя за Бога»... и будет его «пришествие по действию сатаны» (ст. 4 и 9). Это тот, которого бедные иудеи примут за своего мессию, о чем ясно было сказано и Самим Спасителем: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5, 43). Не является ли характерным, что слово, относящееся в св. Писании прямо и непосредственно к антихристу («беззаконник», «человек греха, сын погибели»), адвентисты относят к «нечестивым живым», о которых в послании ап. Павла к фессалоникийцам ничего не сказано.

Учение о втором пришествии Спасителя, вопреки утверждению адвентистов, не является центральным в св. Писании, а их утверждение о возможности предсказания точного срока пришествия Его ясно противоречит св. Писанию: «Бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25, 13) - «Он же сказал им: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1, 7), - так свидетельствует подлинный глас Божий, Сам Христос, а вот «пророчица» адвентистов - некая г-жа Уайт, в своем бесовском самообольщении, заявила: «Мы слышали голос Божий, подобный водам многим, который и указал нам точный день и час пришествия Иисуса Христа».

Евангельское учение, учение Самого Христа Спасителя о Его втором пришествии ясно и определенно изложено у евангелиста Матфея в 24-25 главах, как равно и у других евангелистов и в Посланиях апостольских, оно не имеет ничего общего с учением адвентистов. Евангелие говорит о двух пришествиях Христа: первое - в уничижении, второе - во славе, и об одном общем суде Его. Откуда же адвентисты взяли свое учение о тысячелетнем царстве Мессии и о третьем пришествии Христа? Учение адвентистов о тысячелетнем царстве Мессии взято из раввинистических книг, а учение о трех пришествиях Христа придумано для того, чтобы согласовать иудейское ожидание скорого пришествия Мессии, который создаст всемирное государство с благоденствующим населением, с учением св. Писания Нового Завета о грядущем втором пришествии Христа во славе. Эта попытка как-то соединить христианство с иудейством не представляет собой явления нового: оно ведет свое начало с первого столетия христианской эры.


Назад к списку